Статьи
Эта моторная лодка, пожалуй, стала чемпионом по числу проделанных журнальных тестов – найдете их в «КиЯ» №212, 217, 230 и 233. Точнее не с одной этой моделью, а с разнообразными ее исполнениями и вариациями, близкими по размеру и основным конструктивным решениям, но порой радикально отличающимся компоновкой, оборудованием, а следовательно и центровкой, и нюансами поведения на ходу.
Наши постоянные читатели наверняка будут озадачены: «Wellboat» с цифровым индексом «45» появляется на редакционной «мерной миле» уже третий раз, причем в названии то фигурирует приставка «М», то нет. Впору запутаться, поэтому для начала в двух словах припомним, как эта лодка появлялась на свет.
Разные потребители предъявляют разные требования к планировке и комплектации своих лодок - даже если они солидарны в том, что касается размерений и обводов корпуса. Отсюда и достаточно серьезные переделки, которым наши водномоторники нередко подвергают серийные суда. Но все-таки многие были бы не против, чтобы основа их чаяний была заложена непосредственно на заводе-изготовителе, руками профессионалов.
Многим наверняка известно, почему согласно законодательству, уходящему корнями в далекие советские времена, мощность стационарного двигателя маломерного судна, поднадзорного ГИМС, ограничивается величиной 75 л.с. — именно столько развивал мотор «Москвича-412», устанавливаемый на серийные «Амуры» и «Стрелы». Эти лодки — пожалуй, наиболее яркий пример использования автомобильных двигателей в отечественном малом флоте. Как ни заманчив внешне подобный альянс, народившиеся в постперестроечные времена «частные» верфи отнюдь не спешили и не спешат воспользоваться продукцией российского автопрома....
Честно говоря, автор этих строк (да и не он один, наверное) отнюдь не относится к ярым сторонникам румпельного управления. Даже на самой маленькой лодке возникает желание принять «автомобильную» посадку и положить руки на штурвал и рукоятку газа-реверса. Но всегда ли такое стремление оправданно? Разобраться в этом мы решили на примере достаточно компактной, но при этом далеко не самой миниатюрной мотолодки «Wellboat 42», хорошо известной российским водномоторникам.
Обычно индекс «М» в названии свидетельствует лишь о так называемой модернизации – довольно незначительных изменениях конструкции существующей модели, не затрагивающих основу основ. «Wellboat-45M» стал исключением из общего правила – по сравнению с «просто 45-м», который мы протестировали в конце прошлого года (см. № 212), это совсем другая лодка.
Однако заслуженный ветеран советских времен, и по сей день выпускающийся практически в том же виде, что и двадцать, и тридцать лет назад, в последнее время изрядно подрос в цене, что сразу обострило конкурентную борьбу в соответствующем секторе рынка.
За три с лишним года, что миновали после испытаний одного из первых экземпляров «Wellboat-51» на редакционной «мерной миле» (см. № 188), лодка успела завоевать немалую популярность и прочно заняла в производственной программе компании «Литек» одно из ведущих мест. Познакомиться с ней воочию и составить собственное мнение сумели уже многие отечественные водномоторники, но под занавес прошедшего сезона у нас вновь появился весомый повод обратиться к модели, относящейся по нынешним меркам уже к старожилам отечественного водно-моторного рынка. Похоже, что с недавних пор ее владельцам в разговорах с любопытствующими придется уточнять, какой именно у них «51-й» – «питерский» или «самарский». Как вы сейчас поймете, подробность эта – не только географическая.
Когда мы отбирали фотографии к этому отчету, наш главный художник сетовал, что в снимках маловато динамики — лодка, мол, словно стоит на месте. Как мы ни доказывали, что съемка проводилась на полной скорости, составившей почти 60 км/ч, как ни обращали внимание оформителей на поднявшиеся над водой продольные реданы, окончательно убедить дизайн-бюро не удалось — им требовалось что-нибудь поэффектней. Впрочем, подобный отзыв можно рассматривать и как дополнительный комплимент в адрес испытанного нами «Вельбота-51»: нередко отсутствие внешнего эффекта — уже само по себе эффект.
«Какой русский не любит быстрой езды» - этой фразой классика литературы можно объяснить стремление многих обладателей моторных глиссирующих лодок двигаться с возможно большой скоростью.