Официальный сайт завода-производителя 
алюминиевых лодок и катеров "Вельбот" и "NewStyle"

Статьи

Предел мощности

Предел мощности

«Какой русский не любит быстрой езды» - этой фразой классика литературы можно объяснить стремление многих обладателей моторных глиссирующих лодок двигаться с возможно большой скоростью.

Но для каждой лодки есть свой предел скорости, при превышении которой лодка движется даже на тихой воде неустойчиво. Она пытается раскачиваться, рыскать по курсу, дельфинировать. При наступлении хотя бы одного из этих событий, обычно это происходит при движении лодки «налегке», когда на борту находится один водитель, последний в силу своего инстинкта самосохранения сбрасывает скорость.

Гораздо пагубнее могут быть последствия при маневрировании на предельно больших скоростях. Например: необходимо срочно отвернуть от топляка. В этих случаях поведение лодки практически непредсказуемо. Даже опытных водителей на таких поворотах может выбросить за борт или, что ещё хуже, возможно опрокидывание лодки.

Чтобы определить максимальную «безопасную» скорость (соответственно максимально-допустимую мощность двигателя) при движении на которой водитель и пассажиры чувствовали бы себя комфортно и безопасно, производители лодок обязаны производить скоростные и маневренные испытания лодок с двигателями различной мощности по специальной методике ISO 11592:2001. На основе этих испытаний и устанавливается для каждой модели лодки максимально допустимая мощность двигателя.

Однако многие отечественные производители лодок такие испытания не проводят и часть для привлечения потенциальных покупателей завышают мощность двигателей, тем самым ставя под угрозу безопасность людей. К примеру, сравнивая аналогичные по размерам отечественные и зарубежные лодки, можно убедиться, что на последних ставят двигатели меньшей мощности чем на отечественных.

Возникает вопрос – так какой же мощности двигатель устанавливать на лодке?

Для этого можно использовать простой экспресс-тест, имея обычную рулетку и калькулятор телефона. Измеряем в метрах наибольшую длину Lнб лодки от транца до носа, без учета выступающих площадок и кринолинов (обычно эта величина указывается в паспорте лодки) и ширину транца по кромкам скуловых брызгоотбойников Вск (тоже в метрах) см. рисунок.

Максимально допустимую мощность N в л.с. определяется по формулам:

для лодок с дистанционным управлением двигателя

N = 21,7 * (Lнбск ) – 91

для лодок с румпельным управлением двигателя

N = 8,7 * (Lнбск ) – 25,8

Эти формулы выведены на основании эксплуатации лодок в Европе и США и дают погрешность ± 10%. Например: если по формулам получилась мощность 55 л.с., то на лодку можно устанавливать двигатели максимальной мощности в диапазоне 49,5 ÷ 60,5 л.с.

Приведенные рекомендации позволят подобрать двигатель необходимой мощности, с которым можно безопасно эксплуатировать лодку в любых ситуациях.