Официальный сайт завода-производителя 
алюминиевых лодок и катеров «Вельбот»

Статьи

«Салют-480»: самарский алюминиевый трансформер


 Наши постоянные читатели наверняка испытают нечто вроде дежавю: очень похожая лодка под названием «Wellboat 51T» уже побывала на редакционной «мерной миле» (см. № 215). При чем здесь «Салют» (по ходу дела нам объяснили, что это расшифровывается как «самарский алюминиевый трансформер») и какие отношения связывают его производителей с торговым домом «Вельбот», головное предприятие которого располагается под Петербургом?
 

  Представители компании «Литек-Самара» поспешили нас заверить, что появление нового бренда никоим образом не означает разрыва отношений с «Вельботом» — предприятие продолжает выпускать суда под этой торговой маркой, является ее полноправным дистрибьютором и по-прежнему обременено всеми сопутствующими этому статусу обязательствами — прежде всего гарантийными. В отличие от предыдущего «трансформера» в популярном «51-м» корпусе, имеющем ряд других модификаций, новая 4.8-метровая модель под названием «Салют» представляет собой полностью собственную разработку самарцев — от обводов до интерьера.

Трансформер без кубиков

 Напомним, что «51Т» скомпонован по модульному принципу и имеет целый ряд съемных многофункциональных деталей — в частности, переднее сиденье представляет собой три отдельных «кубика», которые можно даже использовать в качестве «мебели» при разбивке берегового лагеря. Исполнение «Салюта» попроще, лучше даже сказать, лаконичней — взамен «кубиков» впереди стационарно установлен один общий широкий рундук со съемными спинками, которые при установке их в горизонтальное положение образуют вместе с носовым и кормовым рундуками просторное и абсолютно плоское спальное место на двоих-троих. На берег переднее сиденье теперь не вынесешь, зато нет нужды в многочисленных защелках и задвижках, которыми отличается «51-й».

Основные данные мотолодки «Салют 480»
Длина, м: корпуса – 4.72
                 габаритная – 5.1
Ширина, м (габаритная) – 1.75
Высота борта на миделе, м – 0.75
Килеватость, град.: на транце – 11
                                 на миделе – 14
Сухой вес, кг – 315
Высота транца, м – 0.38/0.51
Мощность ПМ, л.с.: максимальная – 60
                                  рекомендуемая – 40–60
Пассажировместимость, чел. – 5
Кол-во спальных мест – 2–3
Грузоподъемность, кг – 500
Цена, руб. – 199 000

 А вот носовая часть выполнена у новинки по тому же принципу: это огромный багажник, закрывающийся откидной крышкой-декой. Стоит нажать на кнопку (здесь, как и в корме, использован замок задней двери вазовской «восьмерки»), и большая крышка под действием все той же «восьмерочной» газона- полненной стойки открывается сама собой.
  Далее возможны варианты. Отсоединив один из шарниров стойки, крышку можно полностью откинуть вперед, сесть на нее спиной к движению и взяться за полноразмерные распашные весла, как на «Прогрессе». Напомним, что такая схема посадки гребца в открытом носовом люке применялась, в частности, на мотолодках «Прогресс» советских времен. Вызываемый весом гребца небольшой носовой дифферент здесь только к лучшему — корма приподнимается и меньше тащит за собой воду, что облегчает ход на веслах. При необходимости, вынув ось шарнира, крышку можно снять совсем — тогда багажник превращается в открытый носовой кокпит. Кстати, алюминиевая крышка переднего багажника снабжена блоками плавучести, что исключает риск утопить ее при демонтаже на воде, а использование автомобильных замков позволяет запереть носовой и кормовой рундуки на ключ. В отличие от «51-го», носовой отсек отгорожен от основного кокпита глухой переборкой и здесь нет отдельного рундучка-сиденья — но ведь и сама лодка все-таки поменьше.
  Впрочем, переборка не такая уж и глухая — по левому борту имеются два отверстия, в которые просовываются рукояти весел, хранящиеся «по-походному» в длинном узком бортовом рундуке. Этот рундук очень удобен и для прочих длинномеров вроде удилищ и ружей. (Наглухо закрытая «ступенька», расположенная симметрично по правому борту, несет чисто служебные функции — здесь проложены тросы управления двигателем и электрические кабели). С учетом того, что большими закрывающимися рундуками служат также переднее и заднее сиденья, места для хранения всевозможной поклажи, в том числе и объемистой, на «Салюте» в избытке. Кроме того, в оба борта кокпита и переднюю панель перед пассажирским местом встроены закрывающиеся «бардачки» для всякой мелочевки, а в носу имеется большой самоотливной форпик для якоря и якорного конца.
  Каких-либо держателей или подстаканников не предусмотрено, но на горизонтальных поверхностях консолей есть огороженные невысокими бортиками полочки — если особо не прыгать по волнам, карманный навигатор или мобильный телефон они вполне удержат. Эти же плоские площадки могут послужить и для установки небольшого стационарного эхолота или карт-плоттера.
  Рамка ветрового стекла выполнена вполне аккуратно и достаточно прочна, чтобы использовать ее в качестве поручня. Это тем более ценно, поскольку никаких рукояток или поручней для пассажиров не предусмотрено. Откидная центральная «форточка» обеспечивает хороший доступ из кокпита на нос, а при поставленном тенте служит дополнительной «дверью».


Результаты испытаний мотолодки «Салют 480»
(нагрузка — 1 чел. плюс 20 л топлива, ходовой тент убран,
ГВ — алюминиевый трехлопастной шагом 15 дюймов (ПМ «Mercury 60 EFI»)
и алюминиевый трехлопастной шагом 13 дюймов (ПМ «Suzuki DT40»),
скорость ветра — 6–8 м/с, высота волны — 0.3–0.5 м,
темп. воздуха — 3°С,
темп. воды — 4°С,
место испытаний — р. Волга, Самара)

 Результаты испытаний мотолодки «Салют 480» с двухтактным ПМ «Suzuki DT40» и нагрузкой 1–5 чел.

 Как это ни странно, но простой и лаконичный «Салют» показался нам более цельным и законченным, чем его «старший брат», перегруженный всяческими наворотами. Несмотря на меньшие размеры, особо не чувствуется, чтобы в кокпите стало теснее — длина уменьшена в основном за счет носового отсека. Длина кокпита от его носовой переборки до стенки кормового рундука составляет 2.0 м, а до кормовой переборки кокпита — 2.6 м; ширина по комингсам на миделе — 1.45 м, а расстояние между узкими бортовыми рундуками (ширина пайола) — 1.1 м, т.е. по основным габаритам кокпита «Салют» особо не отстает от «51-го».

  На волжской волне Волга — не из тех рек, где слово «шторм» способно вызвать усмешку у бывалого моряка. Короткая ветровая волна здесь куда «злее» пологой морской той же высоты. Штормовой погоду в день испытаний мы бы не назвали, но свежей — вполне. Как же чувствовал себя на волновой толчее «Салют» с его умеренными 11° на транце? Чудес на бывает: по полуметровой крутой волне лодка на полном ходу шла довольно жестко, порой испытывая ощутимые удары днищем — но все же шла на режиме глиссирования!
  Скорость порядка 35–40 км/ч оказалась наиболее комфортной, а с ростом нагрузки за счет увеличения массы ход становился только мягче.

  Для испытаний были предоставлены сразу два «Салюта» - с четырехтактным «Mercury 60 EFI» и самым простеньким, без гидрооткидки, двухтактным «Suzuki DT40». «Шестидесятку» при движении по волне мы «поджимали» триммером, что позволяло избежать прыжков в воздух даже на полном газу. Объяснение, пожалуй, кроется в «крученых» обводах: от транца до миделя килеватость увеличивается довольно плавно — от 11° до 14°, а далее более резко, достигая внушительных 32° в районе первого шпангоута.
  Таким образом, при помощи гидрооткидки (экономить на которой на подобной лодке не советуем) можно настроить лодку для движения как при волнении, так и в штиль (скоростные испытания мы проводили в длинной протоке с более-менее спокойной водой). В первом случае можно прижать острый нос к воде, разрезая им волны и смягчая удары, а во втором — выставить лодку «на пятку», выжимая максимальную скорость. Еще одно положительное качество подобных обводов с умеренной килеватостью на транце — возможность использования недорогих подвесников мощностью 40–60 л.с. Кстати, «Салют» имеет две модификации, рассчитанные как на длинную, так и на короткую «ногу» мотора.
  Результаты скоростных испытаний «Салюта» с «сороковкой» стали в некотором роде сюрпризом — разница скоростей с нагрузкой 3 и 5 чел. составила менее 1 км/ч, и это при том, что вес двоих представителей тестового экипажа, устроившихся на кормовом сиденье, составил в сумме более 200 кг! Вполне естественно, не было при таких условиях и никаких проблем с выходом на глиссирование даже с полной нагрузкой и расположением пассажиров на штатных местах, по схеме 2+3 (пересаживать кого- либо вперед не понадобилось).

  Максимальная нагрузка практически не сказалась и на поведении лодки в поворотах — крен оставался столь же умеренным, что и налегке. Единственно, в особо крутых виражах с одним водителем корма может сорваться в плавный занос, особенно под сброс газа, что вполне объяснимо — при острых носовых обводах килеватость в корме невелика, да еще и водитель располагается в нос от миделя.

Резюме

 Уменьшенный и немного упрощенный вариант уже известного нашим водномоторникам «трансформера», одним из основных потребительских качеств которого является универсальность. При довольно небольшой килеватости на транце, позволяющей использовать подвесные моторы умеренной мощности, за счет компромиссных обводов неплохо справляется с волной, особенно при должной настройке триммером. Без труда воспринимает высокую нагрузку даже с мотором минимально рекомендуемой мощности.

Мотолодки «Салют 480» предоставлены для испытаний ООО «Литек-Самара»: 443110, Самара, ул. Осипенко, 32-112, тел. (846) 277-2108, (846) 972-6801, факс (846) 266-6065, info@salut-boats.ru, info@wellboat.ru, www.salut-boats.ru, www.wellboat.ru

"Катера и яхты" (222) 2009