Официальный сайт завода-производителя 
алюминиевых лодок и катеров «Вельбот»

Новости

Отчет о проведенных испытаниях лодок

  В модельном ряду лодок «Вельбот» с 2003г. выпускается моторная лодка «Вельбот-42». За три года производства благодаря хорошим эксплутационным качествам и сравнительно небольшой стоимостью эта лодка стала одним из лидеров продаж модельного ряда «Вельбот».

   В процессе запуска в производство лодка прошла комплексные испытания на остойчивость, непотопляемость, аварийную остойчивость и недельные ресурсные испытания с двигателем  «HONDA» 20.

 

   С целью  проверки поведения лодки при установки двигателей мощностью больше разрешенной в 25л.с. проводились ходовые испытания с 2-х тактным двигателем «YAMAHA» 30 с которым лодка с экипажем 2чел. развила скорость свыше 50 км/час.

 

   Лодки в процессе изготовления испытывались и с двигателями небольшой мощностью «TOHATSU» 18, «SUZUKI» DF15 и др.

    На этих испытаниях проводились проверки отдельных свойств лодок и на них устанавливались двигатели массой не более 50кг.

  Исходя из этого для комплексной проверки возможностей лодки в различных условиях эксплуатации руководством ЗАО «ВМС «Литек» было принято решение о проведении всесторонних ходовых испытаний моторных лодок «Вельбот-42» и «Вельбот-42К».

    Такие испытания были проведены 2-8 декабря 2008г. К испытаниям были подготовлены две лодки:

- «Вельбот-42» с румпельным управлением, на которой был установлен подвесной мотор минимально допустимой мощностью 15 л.с. 2-х тактный «SUZUKI» DT15 массой 40кг;

- «Вельбот-42К» с кормовой консолью и дистанционным управлением, на которой был установлен подвесной мотор максимально разрешенной мощностью 25 л.с. 4-х тактный «SUZUKI» DF25.

   Решение об установке 4-х тактного двигателя было вызвано тем, что все большей популярностью они пользуются, но в то же время их масса (для мощностей 25л.с.) превышает 70 кг и надо было проверить поведение легкой лодки «Вельбот-42» (m=170кг) с тяжелым двигателем на транце.

   Лодки испытывались в диапазоне полезной нагрузки 75-390кг и относительной продольной центровки: 

  Хд=Xd/Lck=0.25-0.45 

  где – Хд  - положение центра тяжести лодки с нагрузкой от нижней кромки транца.

         Lck - длина лодки от транца до точки пересечения скулы с форштевнем.

  Полезная нагрузка варьировалась нагружением лодки пассажирами разной массы, а продольная центровка перемещением пассажиров по длине кокпита.

 

   В испытаниях активное участие принял представитель журнала «Катера и яхты» - А.Лисочкин.

   Наилучшее и вполне прогнозируемое поведение обе лодки проявляли при разномерно-распределенной (Хд=0,3¸0,35) полезной нагрузке 150-250 кг.

 

  Изменение скорости от полезной нагрузки при различных двигателях и оптимальных центровках (Хд=0,3¸0,35) представлено на графике.

 

  Необходимо заметить, что даже при превышении допустимой полезной нагрузки 300кг лодки продолжали глиссировать.

 
   

«Вельбот-42»

m=350 кг   - V=31 км/час - FгД=3,3

«Вельбот-42К»

m=390кг   -   V=36 км/час - FгД =3,6

   При изменении центровок лодок от кормовых (Хд=0,3) к носовым (Хд=0,45) скорость падала в зависимости от нагрузки на 1,5-3,5 км/час.

  Наименьшее падение скорости наблюдалось при большой нагрузке лодок (250-300 кг).

 Проблемным выявилось поведение лодки «Вельбот-42К» с 4-х тактным тяжелым двигателем при движении с 1 водителем.

  При выходе на глиссировании лодка приобретала чрезмерный дифферент на корму (запредельная кормовая центровка Хд=0,25 за счет суммарной массы водителя и двигателя (160кг) на корме сопоставимой с легким корпусом лодки (170кг)).

  Максимальное поджатие двигателя к транцу дифферент при выходе на глиссирование практически не изменило, но при поворотах наблюдалась поперечная неустойчивость движения за счет излишней подъемной силы возникающей на корпусе лодки, пытающейся вытолкнуть лодку из воды.

    Для устранения этого явления к испытаниям срочно была подготовлена еще одна лодка  «Вельбот-42К» со средним расположением консоли с тем же 4-х тактным двигателем.

  Испытания этой лодки показали, что проблемное поведение лодки с 1 водителем (Хд=0,29) исчезло.

  В остальном поведение лодки со средним расположением консоли не отличалось от поведения ранее испытанных лодок.

    Из проведенных систематических испытаний можно сделать следующие выводы:

1. Моторная лодка «Вельбот-42» подтвердила свои хорошие ходовые качества даже при превышении допустимых характеристиках мощности N=25 л.с. и полезной грузоподъемности  300 кг.;

2. Не рекомендуется эксплуатировать лодку при

центровке Хд<0,28¸0,29;

3. При использовании на лодках тяжелых 4-х тактных двигателей рекомендовано:

  - для румпельной лодки «Вельбот-42» устанавливать на транце моторы массой не более 50 кг.;

 - для консольной лодки «Вельбот-42К» при установке двигателей массой больше 50 кг применять среднее расположение консоли;

4. Необходимо провести испытания лодки «Вельбот-42К» с двигателем мощностью 10 л.с. Проведенные по результатам испытаний расчеты показывают, что при полезной нагрузке 200-250 кг лодка может хорошо ходить при использовании отечественных двигателей «Ветерок-12» и «Ветерок-9,9».