Официальный сайт завода-производителя 
алюминиевых лодок и катеров «Вельбот»

Новости

Водометные катера «Wellboat»

   В начале 2008 года ЗАО «Вельбот» совместно с ООО «Кроншпиц» начали работы по созданию водометного катера с отечественным двигательно-движительным комплексом.

 Весной 2008 года была изготовлена экспериментальная установка на базе апробированного корпуса «Вельбот-51» с конвертированным двигателем ВАЗ-21124 и водометом «Kronjet-180».

  Вся навигация 2008 года была посвящена экспериментам на воде. В это время проверялась надежность работы энергетической установки, дорабатывались системы управления и убирались «детские болезни» экспериментальной установки.

  Параллельно с доводкой энергетической установки велись работы по выбору корпуса водометного катера. Наиболее востребованным, особенно в районах за Уральским хребтом оказался корпус «Вельбот-50», но с расширенной носовой частью.

  В конце 2008 года основные принципиальные вопросы, связанные с разработкой водометного катера были решены, и началось изготовление двух экспериментальных катеров на базе корпусов «Вельбот-51» и «Вельбот-50».

   Энергетические установки на базе инжекторного двигателя ВАЗ-21124 и карбюраторного ВАЗ-21213 с водометными двигателями «Kronjet-180» были подготовлены и смонтированы ООО «Кроншпиц» весной 2009 года.

    Но только в конце лета, после кропотливой работы по доводке отдельных систем и узлов, экспериментальные катера «Вельбот-51Jet» и «Вельбот-50Jet» были подготовлены к испытаниям.

Технические характеристик экспериментальных катеров

 

Наименование

«Wellboat-50Jet»

«Wellboat-51Jet»

Длина наибольшая, м

5,08

5,18

Длина габаритная, м

5,65

5,75

Ширина габаритная, м

2,07

1,90

Высота борта на миделе, м

0,72

0,85

Килеватость, град

на миделе

на транце

10,5

10,5

21

15

Водоизмещение порожнем, кг

615

647

Грузоподъемность, кг

500

500

Пассажировместимость, кг

5

5

Материал корпуса

толщина днища, мм

толщина борта, мм

сплав АмГ-5М

3

2

сплав АмГ-5М

4

2

Энергетическая установка двигателя

конвертированный

ВАЗ 21124

конвертированный

ВАЗ 21213

Мощность, л.с.

70

67

Число оборотов, об/мин

3800

3800

Топливо

Бензин А-95

Бензин А-92

Движитель

водомет Kronjet-180

водомет Kronjet-180

    По обводам корпуса, архитектурно-компоновочной схеме и конструкции в итоге получились совершенно разные катера. Даже самим разработчикам было интересно, как эти катера будут вести себя на воде.

   Результаты ходовых испытаний на тихой воде показали, что при небольшой

 

  полезной нагрузке (до 150кг) водомет «Kronjet-180» разгонял катера практически до одинаковых скоростей (48/49 км/час). При максимальной нагрузке (500кг) сказывалось небольшое преимущество в мощности у двигателя ВАЗ-21124 – 45 км/час на «Вельбот-50Jet» против 41 км/час на «Вельбот-51Jet».

    Все изменилось при движении на волнении. Если «Вельбот-51Jet» мягко двигался по волне на разных курсовых углах, то «Вельбот-50Jet» получал сильные удары полной носовой частью даже при волне высотой 0,3-0,5м.

  Но благодаря полной носовой части и широкому корпусу по параметрам обитаемости и остойчивости, «Вельбот-51Jet» уступает «Вельбот-50Jet», на котором испытатели чувствовали себя более свободно.

   У испытателей не было претензий по управляемости обоих катеров, в том числе при движении на малых скоростях и задним ходом.

В процессе проведения испытаний вся испытательная партия подсознательно пыталась сравнивать катера. Но после их окончания пришли к единому мнению: катера совершенно разные и каждый катер имеет свое предназначение. «Вельбот-50Jet» незаменим на небольших внутренних водоемах при эксплуатации с большой нагрузкой. Водоемы с неспокойной водой, частым волнением – стихия катера «Вельбот-51Jet». А водометный движитель «Kronjet-180» позволяет обоим катерам безопасно проходить мелководные засоренные участки.

 Более подробную информацию об экспериментальных катерах «Вельбот-50Jet» и «Вельбот-51Jet» по результатам независимого теста, проведенного представителями журнала «Катера и яхты» можно будет получить в ближайшем номере журнала.